Как экологично проживать эмоции и не сорвать голос
Еремеевская Ольга,
кандидат биологических наук, педагог по вокалу Академии электронной музыки NiceMusic и школы вокала «Artисты», автор проекта о целительной силе голоса «Doctor.Golos», артист и автор песен Remeya Kingston,
(г.Москва)
Ключевые слова: эмоции, физиология голоса, диафрагмы, психология тела, психология голоса
Аннотация: Доказано, что эмоциональное подавление связано со снижением функции иммунной системы [1]. Это может провоцировать развитие многих заболеваний. Правильное и экологичное проживание негативных эмоций способно значительно улучшить состояние здоровья и качество жизни. В статье рассказывается об авторской методике работы с голосом, основанной на работе наших физиологических диафрагм. Предлагается поэтапная работа, как на уровне физиологии можно выявить подавленные эмоции. Рассматривается вопрос, как диафрагмы человека влияют на зажимы в теле, а также даются практические упражнения по раскрытию своего звучания максимально здоровым способом.
Эмоции и тело не могут существовать отдельно друг от друга, поскольку все структуры организма взаимосвязаны. «Эмоции — это физический опыт, — пишет психоаналитик Хилари Гендель. — По сути, каждая эмоция вызывает специфические физиологические изменения. Они готовят нас к действию, ответной реакции на раздражитель». Когда этого действия не происходит, мышцы напрягаются и их действие блокируется, в итоге в теле возникают блоки и зажимы, которые тратят наши силы и ресурсы организма.
В психологической литературе выделяют 5 основных направлений для работы с подавленными эмоциями:
- Признание своих чувств
- Работа через травму
- Работа с теневой частью
- Совершение преднамеренного движения
- Практика тишины
В данной статье мы разберём выявление эмоций и работу с ними через преднамеренное движение. Когда мы намеренно двигаемся, мы можем создать безопасное пространство и почувствовать себя «в теле», разжать мышцы и освободить застоявшуюся энергию, эмоцию. При этом мы обучаемся, отмечая, где в теле образовался «зажим» и какие мышцы не дают сделать движение. Наша задача — прийти к балансу между тонусом и расслаблением: мы не должны быть слишком расслаблены (ощущение вялости в теле) во время движения и не должны слишком сильно напрягаться. Например, в состоянии депрессии тело человека сжато, сдавлено, конечности холодные, в теле ощущается «пустота». В состоянии же счастья чувствуется «ясность», «свет» и тепло [2]. Важно обращать внимание, в каком состоянии мы находимся: холодеют ли руки, ноги, где есть ощущение сдавленности? Мы можем определить эмоцию по ощущениям в теле и поменять наше состояние. Такой подход уже давно используется в театральном искусстве в виде двух основных концепций:
- Что внутри, то и снаружи (К. С. Станиславский)
- Что снаружи, то и внутри (М. А. Чехов)
В соответствии с первой идеей, наши мысли влияют на эмоции, эмоции влияют на тело. А из второй следует, что уже наше тело влияет на внутреннее состояние: мысли и эмоции. Получается некоторый цикл, при многократном повторении которого создаются привычки, «паттерны» движения и состояния тела. Мы можем выбирать наши мысли и менять эти привычки, влияя на состояние тела и здоровья в целом (Рис.1). Точно таким же образом мы можем менять «внешнее», то есть наши движения тела, расслаблять его и приводить в тонус, снимать «зажимы» и тем самым улучшать внутреннее состояние [3].
Рис. 1. Взаимодействие тела, мыслей и эмоций.
На протяжении уже более 10 лет работы с начинающими вокалистами, мной было замечено, что зажимы в теле такие как, например, тяжесть при вдохе, и выдохе, поднятые плечи, ком в горле, зажатый затылок, зажимы в диафрагме и глотке сильно влияют на психоэмоциональное состояние и не дают возможность петь легко, раскрывая полноценно звучание. Также было замечено, что умение работать с диафрагмами тела помогает убирать эти зажимы, убирает эмоциональные блоки и раскрывает голос. Представленная методика была создана по итогам более чем 10 летней работы и состоит из этапов:
- Работа осанкой
- Работа с диафрагмами тела
- Работа с эмоциями, которые поднимаются в процессе телесной работы.
Работа с осанкой. Поиск оптимального положения.
Для того, чтобы понимать своё состояние на данный момент времени, мы можем взять два контрастных состояния: счастья и расширения, грусти и сдавленности. И за счёт ощущения этих состояний выйти в нейтральное состояние комфорта. На фестивале «В резонансе» участники в течение 30 секунд, двигались в позе человека, находящегося в состоянии «расширения», счастья (спина прямая, плечи расправлены, походка уверенная и ровная, ноги немного пружинят) и «звучали» это состояние, наблюдая за своими ощущениями в теле.
Затем был надет «костюм» «сдавленного» человека (плечи опущены, спина согнутая, «вялая» и неуверенная походка) и проживались эмоции уже в этом состоянии, также в течение 30 секунд через озвучивание этого состояния. Звук в состоянии счастья и подавленном состоянии отличались по эмоциональному окрасу и тональности, а движение в заданном состоянии позволило прожить те эмоции, которые были заблокированы или неосознанно недопрожиты.
Диафрагмы. Дыхание. Техника Ун Хун.
Для того, чтобы пойти дальше и поработать с телесными зажимами более глубоко важно проработать диафрагмы тела и научиться дышать глубоко.
Всего в теле человека выделяют семь диафрагм (словно семь нот) с точки зрения их функции: диафрагма стопы, колена, тазовая, грудо-брюшная, ключичная, подъязычная и намёт мозжечка. Все эти диафрагмы связаны друг с другом по спирали, поэтому, если одна из них зажимается, то зажимаются и все остальные. И наоборот — если одна расправляется, то расправляются и все остальные. Именно поэтому занятия вокалом настолько полезны для здоровья человека — с их помощью организм приходит в целостное состояние. Моя авторская методика работы с голосом основана на работе всех семи диафрагм, и включает в себя некоторые упражнения из других систем оздоровления, например, системой Ун Хун.
В 2006 г. Николай Ооржак, потомственный тувинский шаман, мастер горлового пения Хоомей, представил результат своего многолетнего исследования — духовно-оздоровительную систему Ун Хун («Звук Солнца»).
Прежде, чем поработать по этой системе, важно расслабить наше тело. Есть техника расслабления через напряжение, которое регулярно использует актёрами перед выходом на сцену: в положении стоя, на носочках поднимаем прямые руки вверх максимально высоко и тянем так в течение 10 секунд. Далее сбрасываем руки и наше напряжение вниз (спина согнутая и расслабленная), всё тело расслабленно, ноги в коленях чуть согнуты, они должны быть как «пружина». После чего мы медленно, не торопясь, немного покачиваясь из стороны в сторону, выпрямляемся вверх, ноги при этом «пружинят», а голова поднимается в последнюю очередь.
Далее хорошо до расслабить тело через вибрацию: в течение 30 секунд: в положении стоя трясутся сначала только ладони и кисти, как будто бы их «ударило током», затем добавляется тряска предплечьями и плечами. после трясётся полностью всё тело.
В технике Ун Хун [4] выделяется нижнее дыхание, серединное и верхнее (поверхностное).
При нижнем дыхании задействуется копчик: в положении стоя, на вдохе, отводим копчик назад, а на выдохе вперёд (вдох и выдох при этом через свист, губы в положении звука «У»). Нижнее дыхание помогает сделать область таза пластичной и гибкой. Если в тазу есть застой (например, от сидячего образа жизни), то в нём образуется холод, который рождает негативную эмоцию.
Далее переходим на серединное дыхание: руки на нижних рёбрах, вдох и выдох со свистом, на вдохе раздвигаются нижние рёбра, плечи не поднимаются, живот расслаблен, спина в тонусе.
Чтобы правильно расширять рёбра на вдохе, не поднимая диафрагму вверх, можно сделать вдох в наклоне (спина при этом ровная!), руки положить сзади на спину в районе нижних рёбер. На вдохе при этом стараемся вытолкнуть руки. Делаем несколько раз подряд и продолжаем выталкивать руки на вдохе, постепенно поднимаясь.
При этом может кружиться голова — это временно, нужно сделать паузу. Если делать эти упражнения регулярно, то голова перестанет кружиться.
Чтобы прочувствовать верхнее дыхание, на вдохе, со свистом на букву «У», поднимаем плечи вверх, а на выдохе, так же со свистом, опускаем. При этом работают только плечи, грудная клетка не поднимается, тело расслаблено, никаких зажимов быть не должно, вдох и выдох легкие и свободные.
Далее все три типа дыхания совмещаются: вдох через нижнее дыхание, далее срединное и поверхностное. При этом можно двигаться с таким дыханием и убирать блоки и зажимы из тела за счёт работы всех семи диафрагм. Шаги при этом делаются медленно и вдоль одной линии, ноги гибкие. После чего руки расправляются в стороны, ими делается «волна». Здесь важно обращать внимание, насколько неудобно делать все эти движения, где есть напряжение, которое мешает двигаться свободно. Далее поднимаются и опускаются ещё и плечи, когда делается волна — так задействуются все три вида дыхания. Благодаря этому упражнению значительно улучшается работа суставов. Участникам моего мастеркласса «В резонансе» очень понравилось это упражнение, многие почувствовали после него лёгкость в теле и улучшение своего состояния. Также и чувствуют себя мои ученики на индивидуальных занятиях.
Через общую проработку диафрагм, переходим к убиранию зажимов из диафрагм более детально.
На одном дыхании в положении сидя делаем 20 коротких выдохов на звук «С». В этом упражнении важно сочетать напряжение диафрагмы с её расслаблением, во время которого воздух непреднамеренно засасывается назад, словно насос качает воздух.
При работе с голосом особенно важно держать все мышцы в тонусе (но не в гипертонусе), особенно спину. Грудо-брюшная диафрагма, должна быть как резиновый мячик, без перенапряжения. Участники попробовали почувствовать диафрагму, нажимая попеременно в быстром темпе на точку в районе середины верхней части живота под грудью со звуком «А». Так можно расслабить голосовой аппарат, снять напряжение с горла.
При работе с ключичной диафрагмой, выдыхая на звук «С» и на выдохе нажимая пальцами над ключицами мы можем убрать «ком в горле», который образуется за счёт гипертонуса мышц глотания (блокируется выражения словами своих эмоций).
Во время звукоизвлечения в том числе важно раздвигать в стороны и верхние рёбра, они должны быть подвижны. Когда нет сжатия, в районе груди, области сердца ощущается тепло. Это влияет на эмоциональное состояние.
Чтобы голос шёл свободно по всему телу, важно научиться координировать мышцы смыкания и мышцы диафрагмы. Например, при звучании на гласные «И», «Э», «А», «О», «У» (на стаккато) можно сжимать мышцы тазового дна, как бы «выталкивая» звук, что создаёт ощущение целостности тела и того, что наш голос – это не просто голова и связки, но и согласованная работа всех диафрагм тела.
Часто из-за кома в горле и неправильной постановке звуков происходит зажим в подъязычной диафрагме. Для её расслабления необходимо расслабить мышцы, расположенные рядом, в том числе, расслабить грудинно-ключично-сосцевидную мышцу. Зажатая нижняя челюсть также мешает нашему голосу звучать красиво. Очень часто шея выдвигается вперёд, образуется «холка», провоцируя челюстной зажим (так называемая «компьютерная шея»). Есть разные подходы к расслаблению челолюсти: через напряжение и через расслабление. Упражнение Голубь: сначала на вдохе выдвигаем шею вперёд и сжимаемся, плечи пытаемся совместит впереди (ссутулимся), а затем, на выдохе, уводим шею назад и расправляем плечи. Далее беремся за за подбородок и пять раз открываем челюсть рукой. В этом упражнении важно, чтобы именно рука опускала челюсть, а не челюсть руководила рукой. Далее добавляем звук «А», также открывая челюсть рукой и ускоряя темп упражнения. При этом важно, чтобы звук не дрожал, мягкое нёбо было поднято, а язык спокойно лежал. Расслабленная и слегка приоткрытая челюсть способствует большей открытости к внешней информации, лучшему её восприятию и усваиванию.
Губы также влияют на наше состояние: чем более они зажаты, тем больше мы испытываем напряжение в голове. Чтобы снять этот зажим, мы можем выдыхать, двигая губами поочерёдно вправо-влево (челюсть при этом не участвует). После этого упражнения как правило люди чувствуют себя более умиротворенно. На фестивале «В Резонансе» после выполнения данного упражнения вышел великолепный хор «свободных» и «одухотворённых» голосов.
Затылок также участвует в голосообразовании, его расширение связано с объёмным звучанием. Чтобы расслабить затылок, нужно положить на него руки на затылок и позевать (челюсть оставляя при этом расслабленной). После чего можно позвучать низкую ноту, чувствуя резонанс в затылке и объём в голосе.
Чтобы убирать ком в горле, важно расслабить мышцы глотания во время звукоизвлечения, выдыхать, а не глотать. Для этого положим пальцы на кадык и проглотим слюну — так гортань поднимается наверх. Во время звукоизвлечения часто необходимо минимизировать движения гортани.
У голосовых связок также есть зажатости, но нет нервных окончаний. Как мы можем их почувствовать? Для этого нужно положить пальцы на гортань и беззвучно сомкнуть связки, как будто собираемся прозвучать через маленькую «точку», звук «К», как будто бы тихо кашляем, но останавливаемся и не делаем выдох. Здесь можно услышать маленький щелчок. Так мы можем беззвучно сомкнуть так каждую гласную (АЭИОУ).
Зажимы на лице также влияют на звукоизвление, голос становится «тёплый» по звучанию, когда мы разговариваем и поём на улыбке. Для того, чтобы убрать зажимы на лице начала мы «жмуримся», насколько это возможно, а затем расправляем лицо в удивлении, затем снова жмуримся и удивляемся и расправлялись. При выполнении упражнения в рамкам мастер-класса на фестивале «В резонансе», участники заметили, что сложно жмуриться и при этом держать спину прямо, что показывает, что каждый участок тела как правило отражает одну эмоцию целиком.
Мы можем повлиять на наше восприятие и настроение также расслабив мимику определенных мышц через самомассаж, например, «мышцы гордеца». Для этого нужно большими и указательными пальцами берем мышцу, где находится бровь, не кожу, а именно мышцу, и прокатывать её большими пальцами как валик снизу вверх к зоне роста волос. Зажатость этих мышц провоцирует «узость» мышления, усталость, печаль, а расслабленность — «широту взгляда», чистоту в мыслях.
Таким образом, через комплексный подход в работе с телом, зажимами, дыханием и движением, мы можем поменять своё состояние и восприятие окружающего мира. Интересное наблюдение, что в человеческом теле семь диафрагм, которые по расположению соответствуют энергетическим центрам человека: чакрам в разных культурах от шаманизма до ведической культуры, что даёт нам возможность задуматься, как интуитивное знание рождает научные исследования, которые эти знания подтверждают.
Задайте себе вопрос: какую эмоцию я сейчас хочу прожить, как она отображается телом? И совершите им преднамеренное движение. Прозвучите это состояние. Так вы сможете экологично и безопасно для голоса прожить эмоции и улучшить состояние своего здоровья (в том числе и голосового аппарата), а также увеличить продолжительность вашей жизни.
Список литературы:
- Jainish Patel, Prittesh Patel, “Consequences of Repression of Emotion: Physical Health, Mental Health and General Well Being”, International Journal of Psychotherapy Practice and Research, 2019, Vol.1:3, pp.16-21.
- Lauri Nummenmaa et. “Maps of subjective feelings”. PNAS, 2018, 115 (37) 9198-9203.
- Stanley Keleman, Emotional Anatomy: The Structure of Experience. Center Press, Berkeley, California, 1985.
- Капакли Татьяна. Ун Хун. Система мастера горлового пения, тувинского шамана Николая Ооржака. Ridero, 2020.
Приглашаю Вас получить бесплатную консультацию по онлайн-программам можно написав на WhatsApp или Telegram или позвонить по номеру телефона +7 (903) 580 20 08.
Подскажу Вам о «Методике постановки голоса от А до Я» и уроках вокала постановке голоса